Банею возрождения

«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело,
2 никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.
3 Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.
4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам».

Обратите внимание на слово «возрождение» в стихе 5» Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». «Возрождение» – это еще один термин, говоря о новом рождении, или о втором рождении, или о рождении свыше. И сегодня на этом сосредоточится наше внимание. Новое рождение, или возрождение.

Мы уже говорили о том, что значит новое рождение. Говорили так же и о том, почему оно необходимо. В последней проповеди этой серии мы рассуждали о том, как оно происходит. Сегодня мы продолжим этот вопрос: как Бог совершает новое рождение? Но прежде, есть очень важные новые моменты о том, что это и почему оно необходимо. Рассмотрим каждый из них.

Новые моменты о новом рождении

Рассмотрим необычный момент о том, что такое новое рождение. Слово «возрождение» в стихе 5 «Он (Бог) спас нас… банею возрождения (palingenesias в греческом) и обновления Святым Духом». Это слово употребляется еще только один раз во всей Библии Матф. 19:28. Иисус говорит двенадцати апостолам: «истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, (слабый перевод «возрожденные» в греческом en te palingenesia)  - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Это относится к перерождению творения. Можно сказать «на новом небе и новой земле» о которых говорил Исаия 65:17 и 66:22.

1) Возрождение всего творения

Иисус подразумевал новое рождение, как что-то, что должно случиться со всем творением, а не только с людьми. Люди не единственные, которые пали, осквернились и пришли в полный беспорядок. Это случилось со всей тварью. Почему же это? Ответ такой: когда согрешил человек в самом начале, то Бог сделал все творение наглядным проявлением всего ужаса греха. Болезни, вырождение, стихийные бедствия - все это часть видимого, слышимого,  осязаемого, морального разложения. Все это произошло, когда грех вошел в мир и пропитал его.

Самое важное место в Библии об этом записана в Рим. 8:20-23. И эти стихи важны для нашей темы, потому что они подтверждают и проясняют то, что сказал Иисус о творении, которому предстоит пройти «новое рождение» - «возрождение».

20 «потому что тварь (Абсолютно вся! Не только люди)  покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее (т.е. Бога, потому что только Бог властен покорить творение суете), в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. (Однажды будет великое обновление и вся тварь присоединится к детям Божьим в их великом обновлении).
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; (Здесь выражение нового рождения, точно, как говорил Иисус).
23 и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».

Итак, если мы соберем все это вместе, то картина будет приблизительно следующая: Божья цель, чтобы все творение родилось свыше. Т.е. чтобы вся негодная, разложившаяся, зараженная, вырождающаяся, подверженная стихийным бедствиям вселенная, была заменена на новое небо и новую землю. Это будет огромное, вселенское возрождение. Великое, новое рождение всей вселенной.

Когда Павел употребляет это слово в Тит. 3:5, он хочет, чтобы мы увидели, что наше новое рождение является частью этого. Обновление, которое мы имеем сейчас посредством нашего возрождения, это начатки более великого обновления, которое будем иметь, когда тела наши будут новыми и будут частью новой вселенной. Павел говорит: 23 «…мы сами, имея начаток Духа (т.к. мы рождены свыше от Духа Святого), и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». (Рим.8:23)

Итак, когда вы думаете о новом рождении, подумайте об этом как о первом проявлении того, что предстоит. Однажды ваше тело и весь мир примет участие в этом возрождении. Божья конечная цель не только духовное обновление душ, живущих в ветхом теле и в зараженном, разоренном мире. Его цель – обновленный мир с обновленными телами, и обновленные души со всеми нашими обновленными чувствами. Он хочет, чтобы мы были в состоянии радости и прославления Бога.

Когда вы слышите слово «возрождение» в Тит. 3:5, представляйте его огромным. 5 «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Когда он говорит, 7 «чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». Он имеет в виду «наследниками» всего, что включает вечная жизнь: новое небо, новую землю, новое тело, новые совершенные взаимоотношения, новые чувства, видящие все доброе и славное. А так же новые возможности к удовольствиям в Боге, которые превосходят все наши мечты.

Это необычный признак того, что значит новое рождение: Это первое проявление заключительного возрождения всей вселенной.

2) Почему нам нужно это возрождение

И вот четкий знак, почему нам нужно это возрождение. Мы находим его в стихе 3: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга». Это не описание материального творения. Это описания сердца человека. Все это моральное зло, а не физическое зло. Несмысленны. Непокорны. Заблудшие. Рабы похотей и различных удовольствий. Злые. Завистливые. Ненавидящие и ненавидимые. Все это мы обнаруживаем в себе.

Причина, почему мы нуждаемся в возрождении это то, что Бог не примет такие сердца в своем новом творении. Как сказал Иисус: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». (Иоан.3:3)Вот почему мы все должны родиться свыше.

Значение благодати: Но Бог…

И вот мы читаем одну из наиболее драгоценных фраз Библии (стих 4): Но… Бог.  «Мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Но… Бог… 4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5 Он спас нас».

Здесь та же удивительная последовательность, которую мы видели в Ефесянам 2:3-5: «Мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены.» Мы были мертвые, но Бог оживил нас. Вот значение благодати. Мертвый ничего не может, чтобы себя оживить. Но Бог….

Подобное этому мы видим в послании к Тит. 3:3-5. Мы были рабами наших желаний и удовольствий, которые были настолько сильными, что мы не могли ощутить и увидеть, насколько благ наш Господь. Что же касается наших возможностей знать, доверяться и любить Бога – мы были мертвыми. Но… Бог. Стихи 4 и 5: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом».

Как происходит новое рождение?

Итак, давайте рассмотрим сегодняшний вопрос: как Бог это совершает? Как происходит новое рождение? Так же как мы видели в словах Иисуса в 3 главе Иоанна Павел описывает возрождение как очищение и обновление. В конце Тит. 3:5 Павел говорит, что Бог спас нас «банею возрождения и обновления Святым Духом». Возрождение - как бы вид омовения и в то же время обновление.

Помните, что Иисус сказал в Иоанна 3:5 «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Итак в Иоанна 3 главе мы находим « родится от воды и Духа». А послании к Титу 3 главе «банею возрождения и обновления Святым Духом».

Я полагаю, что слова о воде и Духе в 3 главе Иоанна взяты из Иезекииля 36:25-27, где Бог обещает Своему народу

25 «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам…
27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих».

Иисус говорил, что время новозавтних обетований настало. Обещания, сказанные Иезекиилем, совершаются Духом Святым совместно со Мною. Дух дает жизнь (Иоан. 6:63). И Я есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6). И когда Дух Святой соединяет вас со Мной через веру, вы переживаете новое рождение. В этом рождении есть две стороны: очищение от всего в прошлом и обновление для всего будущего.

Очищенные и новые

Итак, когда Павел говорит в стихе 5, что Бог спас нас … банею возрождения и обновления Святым Духом. Он имеет в виду то же самое: Обетования нового завета наступили. Начало Царства Божьего уже здесь. Заключительное вселенское «возрождение» началось. И ваше новое рождение очищает от всех грехов, которые вы когда-либо совершили; и это творение новой природы Духом Святым.

После нового рождения вы остаетесь самими собой, но происходит две перемены: вы чисты и вы обновлены. Вот что значит родиться свыше, возродиться.

Как Бог все это делает?

Павел хочет подчеркнуть, что всем этим мы обязаны Богу, а не тому, что мы сделали, даже если делали это в праведности. Стихи 4 и 5 дают три описания, какой Бог и ставит в противоположность всему, что мы могли пробовать сделать, чтобы родиться свыше. «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом».

В этом тексте главной мыслью является спасение (стих 5: «Он спас нас»). Но особый способ, которым Он это делает – возрождение. И Павел указывает, что участвует в этом «благодать и человеколюбие» (стих 4) и Его «милость» (стих 5). Это окончательный ответ Павла на то, как Бог возрождает грешников. Бог благой, любящий, милостивый.

1) По благости Божьей

Если вы рождены свыше – если вы пробудились от духовной смерти и получили глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать и духовные чувства, чтобы ощутить что в Иисусе наивысшее удовлетворение; если вы получили сердце, чтобы довериться Ему – это все благодаря благодати Божьей. Это ключ первых слов стиха 4. Павел употребляет их в Ефес. 2:7: (Бог оживотворил нас) «дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».

Бог любит изливать на нас Свою доброту. Чем глубже наше представление о Боге, тем больше мы этим восхищаемся. Бог - Творец вселенной. Он вызвал галактики к жизни. Он управляет абсолютно всем, что происходит в мире, от падения маленькой птички до изменения цвета наших волос. Он беспредельно силен и мудр, и свят и справедлив. И Павел говорит, что Он добр. И только по Его доброте мы рождены свыше. Пусть ваше христианское существо повторяет ежечасно во все ваши дни, что Он добр к вам.

2) Человеколюбие Бога

Второй способ каким Павел пытается описать Бога, это «человеколюбие», т.е. philanthropia, из которого произошло наше слово филантроп. Любовь к человечеству. Это необычное слово, описывающее любовь Бога к человеку. Интересно, что оно появляется в Новом Завете только один раз. Павел говорит, что Божье сердце склонно делать человечеству доброе. Он Филантроп в высшем смысле. Итак Павел говорит, что если вы рождены свыше, то это произошло только потому, что Божье намерение - благословить человечество.

Затем он говорит нечто совершенно важное и восхваляющее Христа. Он говорит в стихе 4, что эта доброта (благость) и это человеколюбивое намерение «явилось». 4 «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас…  банею возрождения и обновления Святым Духом. Что это значит? …благодать и человеколюбие Божье явилось». Это значит, что если бы они просто оставались в Боге и не сошли к нам, не приняли бы человеческий образ среди нас, то они бы никого не спасли.

Иисус- явление Божьей благости и человеколюбия

Как они явились? Как явилась благость и человеколюбие Бога? Ответ мы находим в стихе 4, где Бог называется нашим Спасителем. Иисуса называли «наш Спаситель» в стихе 6: «Которого (имеется в виду Духа Святого) излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего». Другими словами, Бог «наш Спаситель», явился в лице Иисуса Христа «Спасителя нашего». Иисус является явившейся благостью (добротой) и любовью Бога.

Это значит, что наше возрождение обязано историческому действию Христа. Мы видим это снова и снова. Новое рождение не есть какое-то неопределенное духовное изменение, не имеющее ничего общего с историей. Это определенный исторический акт Духа Божьего, соединяющего нас верой с историческим, воплощенным, явившимся Господом Иисусом. Итак, жизнь, которую Он сейчас имеет как распятый и воскресший Спаситель, стала нашей жизнью, потому что мы соединены с Ним. Новое рождение произошло потому, что Иисус пришел в мир, как благодать и любовь Бога, умер за грехи наши и воскрес.

3) Не по нашим делам, а по милости Божьей

В заключении упомянем третий аспект Божьей природы, объясняющей наше новое рождение. Заметим так же и противоположное, показывающее наши дела. 5» Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения».

Милость. Если вы рождены свыше, то обязаны этим милости Божьей. Мы не заслужили рождения свыше. Мы были черствыми, противящимися и духовно мертвыми. Бог мог бы просто пройти мимо нас, 4 «Бог, богатый милостью, …  мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены», - (Еф.2:4,5). Нашей жизнью, нашим новым рождениеммы обязаны милости.

Не нашими лучшими делами и лучшими намерениями

Бог добр. Бог человеколюбивый. Бог милостивый. Вот поэтому мы были рождены свыше. Бог совершил это. Павел бы мог на этом и остановиться и сделать только позитивные заключения. Но он продолжил. В стихе 5 он говорит: 5 «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили». Он знает нашу тенденцию. У нас есть слабость всегда думать, если с нами что-то хорошее произошло, то должно быть это потому, что мы сделали что-то хорошее. Павел знает об этой слабости в нас, и поэтому предупреждает.

Когда речь идет о спасении через новое рождение, не думайте так. Обратите внимание, он не сказал: спасение произошло не по делам закона. Он сказал: спасение, новое рождение, «не по делам праведности». Не только ваши самые плохие дела и самые худшие намерения, но даже ваши самые лучшие дела и самые возвышенные намерения исключаются. Они не могут вас возродить, они не могут держать вас в возрожденном состоянии. Возрождение производит добрые дела.

Не крещение

Это одна из причин, почему я не думаю, что банею возрождения в стихе 5 относится к крещению. Ни обрезание в Ветхом Завете, ни крещение в Новом Завете – ни добрые дела, не произвели в нас рождение свыше. Благость Божья. Любовь Божья. Абсолютно свободная милость Божья, вот причина нашего нового рождения. Не обрезание. Не крещение. Не дела праведности. Новое рождение наступив, приносит с собой дела праведности, а не наоборот.

С радостью предоставьте себя Божьей милости

Да даст вам Господь глаза увидеть, что ничто не сможет вас сделать смиреннее и ничто не сможет сделать вас счастливее, нежели эта истина, что вы родились свыше, не потому, что вы что-то совершили, а по милости Божьей. Покоритесь ей и радуйтесь.

©2014 Desiring God Foundation. Used by Permission.

Permissions: You are permitted and encouraged to reproduce and distribute this material in its entirety or in unaltered excerpts, as long as you do not charge a fee. For Internet posting, please use only unaltered excerpts (not the content in its entirety) and provide a hyperlink to this page. Any exceptions to the above must be approved by Desiring God.

Please include the following statement on any distributed copy: By John Piper. ©2014 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org

Through the Washing of Regeneration

Remind them to be submissive to rulers and authorities, to be obedient, to be ready for every good work, 2 to speak evil of no one, to avoid quarreling, to be gentle, and to show perfect courtesy toward all people. 3 For we ourselves were once foolish, disobedient, led astray, slaves to various passions and pleasures, passing our days in malice and envy, hated by others and hating one another. 4 But when the goodness and loving kindness of God our Savior appeared, 5 he saved us, not because of works done by us in righteousness, but according to his own mercy, by the washing of regeneration and renewal of the Holy Spirit, 6 whom he poured out on us richly through Jesus Christ our Savior, 7 so that being justified by his grace we might become heirs according to the hope of eternal life. 8 The saying is trustworthy, and I want you to insist on these things, so that those who have believed in God may be careful to devote themselves to good works. These things are excellent and profitable for people.

Notice the word regeneration in verse 5: “He [that is, God] saved us, not because of works done by us in righteousness, but according to his own mercy, by the washing of regeneration and renewal of the Holy Spirit.” Regeneration is another way of speaking about the new birth or the second birth or being born again. So that is our focus again today. The new birth. Or: regeneration.

We have talked about what the new birth is. And we have talked about why it is necessary. And in the last message in this series, we talked about how it happens. Today we continue that question: How does God bring about the new birth? But first, there are some very important new signals here about what it is and why we need it. Consider one of each.

New Signals About the New Birth

Consider an unusual signal about what the new birth is. The word for regeneration in verse 5 (“[God] saved us . . . by the washing of regeneration” [palingenesias in Greek]) is used only one other place in the entire Bible, namely, Matthew 19:28. Jesus says to the twelve apostles, “Truly, I say to you, in the new world (a very loose translation of “in the regeneration” [Greek en te palingenesia]) when the Son of Man will sit on his glorious throne, you who have followed me will also sit on twelve thrones, judging the twelve tribes of Israel.” This a reference to the rebirth of the creation. It’s like saying “in the new heavens and the new earth” that Isaiah spoke about in Isaiah 65:17 and 66:22.

1) The Regeneration of All Creation

Jesus conceives of the new birth as something that will happen to all creation, not just human beings. Humans are not the only beings that are fallen and defiled and disordered. The whole creation is. Why is that? The answer is that, when human beings sinned at the very beginning, God made all creation a visible display of the horrors of sin. Disease, degeneration, natural disasters—these are all part of the visual, audible, touchable images of the moral outrage that sin entered the world and pervades the world.

The most important passage in the Bible about this is Romans 8:20-23. And it’s important for this sermon because it confirms and clarifies what Jesus said about the creation undergoing a “new birth”—the “regeneration.”

The creation [All of it! Not just the people.] was subjected to futility, not willingly, but because of him who subjected it, [namely, God, since only God can subject the creation to futility in hope] in hope that the creation itself will be set free from its bondage to corruption and obtain the freedom of the glory of the children of God. [There will be a great renewal someday and it will happen so that creation joins the children of God in their glorious renewal.] For we know that the whole creation has been groaning together in the pains of childbirth until now. [There’s the imagery of new birth, just like Jesus said.] And not only the creation, but we ourselves, who have the firstfruits of the Spirit, groan inwardly as we wait eagerly for adoption as sons, the redemption of our bodies.

So if we put it all together, the picture seems to be something like this: God’s purpose is that the entire creation be born again. That is, the whole universe will replace its futility and corruption and disease and degeneration and disasters with a whole new order—a new heaven and a new earth. This will be the great, universal regeneration. The great, universal new birth.

When Paul uses this word in Titus 3:5, he wants us to see that our new birth is a part of that. The newness we have by virtue of our regeneration now is the firstfruits of the greater newness we will have when our bodies are made new as a part of the universe being made new. Paul said in Romans 8:23, “We . . . who have the firstfruits of the Spirit [because we have been born again by the Spirit] groan inwardly as we wait eagerly for adoption as sons, the redemption of our bodies.”

So when you think of your new birth, think of it as the first installment of what is coming. Your body and the whole world will one day take part in this regeneration. God’s final purpose is not spiritually renewed souls inhabiting decrepit bodies in a disease and disaster ravaged world. His purpose is a renewed world with renewed bodies and renewed souls that take all our renewed senses and make them a means of enjoying and praising God.

When you hear the word regeneration in Titus 3:5, hear it that big. “[God] saved us, not because of works done by us in righteousness, but according to his own mercy, by the washing of regeneration and renewal of the Holy Spirit.” When he says in verse 7 that the aim of the new birth is “that being justified by his grace we might become heirs according to the hope of eternal life,” he means heirs of everything included in that eternal life—new heavens, new earth, new body, new perfected relationships, new sinless sight of all that is good and glorious, and new capacities for a kind of pleasure in God that will exceed all your dreams.

That’s the unusual signal of what the new birth is: It’s the first installment of the final, universal regeneration of the universe.

2) Why We Need This Regeneration

Then there is a clear signal why we need this regeneration. It’s found in verse 3: “We ourselves were once foolish, disobedient, led astray, slaves to various passions and pleasures, passing our days in malice and envy, hated by others and hating one another.” That is not a description of the material creation. That’s a description of the human heart. Those are all moral evils, not physical evils. Foolish. Disobedient. Led astray. Slaves to sinful pleasures. Malice. Envy. Hated and hating. We are all in there somewhere.

The reason we need regeneration is that God will not welcome such hearts into his new creation. As Jesus said, unless we are born again, we will not see the kingdom of God (John 3:3). This is why all of us must be born again.

The Meaning of Grace: But God . . .

Then comes one of the most precious phrases in the Bible (verse 4): “But . . . God.” We were foolish, disobedient, led astray, slaves to sinful pleasures, malicious, envious, hated and hating. But . . . God . . .But when the goodness and loving kindness of God appeared, he [God!] saved us.”

This is the same amazing sequence that we saw in Ephesians 2:3-5: “[We were] carrying out the desires of the body and the mind, and were by nature children of wrath, like the rest of mankind. But God, being rich in mercy, because of the great love with which he loved us, even when we were dead in our trespasses, made us alive together with Christ—by grace you have been saved.” We were dead, but God made us alive. This is the meaning of grace. The dead can do nothing to make themselves live. But God . . .

That’s what we have here in Titus 3:3-5. We were slaves to desires and pleasures that were so powerful we could not taste and see that the Lord was good. So far as our ability to know and trust and love God was concerned, we were dead. But . . . God. Verse 4-5: “But when the goodness and loving kindness of God our Savior appeared, he saved us, not because of works done by us in righteousness, but according to his own mercy, by the washing of regeneration and renewal of the Holy Spirit.”

How Does the New Birth Happen?

So we turn now to today’s question: How does God do it? How does the new birth happen? Just like we saw in the words of Jesus in John 3, Paul describes regeneration as a cleansing and a renewing. At the end of Titus 3:5, Paul says that God saved us “by the washing of regeneration and renewal of the Holy Spirit.” Regeneration is a kind of washing. And regeneration is a kind of renewal.

Recall that Jesus said in John 3:5, “Unless one is born of water and the Spirit, he cannot enter the kingdom of God.” So in John 3, you have born of water and the Spirit. And in Titus 3, you have washing of regeneration and renewal in the Holy Spirit.

My argument in John 3 was that this language of water and Spirit came from Ezekiel 36:25-27 where God promises his people,

I will sprinkle clean water on you, and you shall be clean from all your uncleannesses, and from all your idols I will cleanse you. And I will give you a new heart, and a new spirit I will put within you. . . . And I will put my Spirit within you, and cause you to walk in my statutes.

Jesus was saying that the time of the new covenant promises has arrived. Ezekiel’s promise is coming to pass by the Spirit in connection with me. The Spirit gives life (John 6:63). And I am the way the truth and the life (John 14:6). And when the Spirit connects you to me by faith you experience a new birth. And there are at least two ways to look at it: cleansing from all that is past and renewal for all that is future.

Both Clean and New

So when Paul says here in verse 5 that God “saved us . . . by the washing of regeneration and renewal of the Holy Spirit,” he means roughly the same thing: The promises of the new covenant have arrived. The beginning of the kingdom of God is here. The final universal “regeneration” has begun. And your new birth is a cleansing from all the sin that you have ever committed; and it is the creation of a new nature by the Holy Spirit.

You are still you after the new birth. But there are two changes: You are clean, and you are new. That is what it means to be born again, regenerated.

How did God bring that about?

What Paul wants to emphasize here is that it is owing to the way God is, not owing to what we have done—even done in righteousness. Verses 4 and 5 give three descriptions of the way God is and puts this in contrast to anything we might try to do to be born again. “But when the goodness and loving kindness of God our Savior appeared, he saved us, not because of works done by us in righteousness, but according to his own mercy, by the washing of regeneration and renewal of the Holy Spirit.”

Salvation is the big overarching idea in this text (verse 5: “he saved us”). But the specific way he does it is regeneration. And Paul traces both of them back to God’s “goodness,” his “loving kindness” (verse 4), and his “mercy” (verse 5). This is Paul’s ultimate answer to how God regenerates sinners. God is good. God is loving. God is merciful.

1) By the Kindness of God

If you are born again—if you were wakened from spiritual death, and given eyes to see, and ears to hear, and a spiritual sense to taste that Jesus is supremely satisfying, and a heart to trust him—it is owing to the kindness of God. That key first word in verse 4 (chrestotes) means kindness or goodness. Paul uses it in Ephesians 2:7: “[God made us alive] so that in the coming ages he might show the immeasurable riches of his grace in kindness toward us in Christ Jesus.”

God loves to lavish kindness on us. The bigger your conception of God, the more amazing this is. God is the creator of the universe. He holds the galaxies in being. He governs everything that happens in the world, down to the fall of a bird and the change in your hair color. He is infinitely strong and wise and holy and just. And Paul says, he is kind. And because of this kindness we were born again. Let your very existence as a Christian tell you every hour of every day: God is kind to you.

2) By the Philanthropy of God

The second way Paul describes what God is like is translated in the ESV “loving kindness.” The word is philanthropia from which we get our word philanthropy. Love of humanity. This is not a common word for the love of God. In fact, it only occurs here in the New Testament. Paul says that God’s heart inclines to do humanity’s good. He is in the highest sense a philanthropist. So Paul is saying, if you are born again, it happened because of God’s inclination to bless humanity.

Then he says something absolutely essential and Christ-exalting. He says in verse 4 that this kindness and this humanity-blessing inclination “appeared.” “But when the goodness and loving kindness of God our Savior appeared, he saved us . . . through the washing of regeneration.” What does that mean? The kindness and love of God appeared. It means that if they simply stay there in the being of God and don’t come down and take human form among us, they would save nobody.

Jesus: The Appearing of God’s Kindness and Philanthropy

How did they appear? How did the kindness and love of God appear? The answer is found in noticing the fact that God is called “our Savior” in verse 4 (“the kindness of God our Savior appeared”). And Jesus is called “our Savior” in verse 6: “Whom [that is, the Spirit] he [God] poured out on us richly through Jesus Christ our Savior.” In other words, God “our Savior” appeared in the person of Christ “our Savior.” Jesus is the appearing of the goodness and love of God.

This means that our regeneration is owing to the historical work of Christ. We have seen this over and over. New birth is not a vague spiritual change disconnected from history. It is an objective historical act of the Spirit of God connecting us by faith to the historical, incarnate—the appearing—Lord Jesus so that the life he now has as the crucified and risen Savior has become our life because we are united to him. New birth happens because Jesus came into the world as the kindness and love of God and died for sins and rose again.

3) By the Mercy of God, Not Our Deeds

We close by mentioning the third aspect of God’s nature that explains our new birth, and by mentioning the opposite, which would be to explain it by our own deeds. Verse 5: “He saved us, not because of works done by us in righteousness, but according to his own mercy, by the washing of regeneration.”

Mercy. If you are born again, you owe it to the mercy of God. God is merciful. We didn’t deserve to be born again. We were hard and resistant and spiritually dead. God would have been just to pass us by. “But God, being rich in mercy . . . even when we were dead in our trespasses, made us alive together with Christ” (Ephesians 2:4-5). We owe our new life—our new birth—to mercy.

Not Our Best Works and Best Motives

God is kind. God is loving toward humanity. God is merciful. That is how we were born again. God did it. Paul could have left it like that. Only positive statements. But he didn’t. He said in verse 5, “He saved us, not because of works done by us in righteousness.” He knows our tendencies. We tend to think that if something good happens to us, it must be because we did something good. Paul knows this about us. And he warns.

When it comes to salvation through the new birth, don’t think that way. Notice carefully, he does not say: This salvation was not owing to works done in legalism. He says: This salvation—this new birth—is not owing to works done in righteousness. Not only your worst works and worst motives, but even your best works and best motives are excluded. They didn’t make you regenerate; they don’t cause you to stay regenerate. Staying regenerate causes them.

Not Baptism

This is one reason why I do not think the “washing of regeneration” in verse 5 refers to baptism. Whether circumcision in the old covenant or baptism in the new covenant—it is not good things we do that causes us to be born again. The kindness of God. The love of God. The absolutely free mercy of God explains our new birth. Not circumcision. Not baptism. Not any works done by us in righteousness. New birth comes and brings righteous deeds with it, not the other way around.

Gladly Submit to God’s Mercy

May God give you eyes to see that nothing could make you humbler and nothing could make you happier than the truth that you have born again, not because of anything you did, but because of the mercy of God. Submit to that, and be glad.

©2014 Desiring God Foundation. Used by Permission.

Permissions: You are permitted and encouraged to reproduce and distribute this material in its entirety or in unaltered excerpts, as long as you do not charge a fee. For Internet posting, please use only unaltered excerpts (not the content in its entirety) and provide a hyperlink to this page. Any exceptions to the above must be approved by Desiring God.

Please include the following statement on any distributed copy: By John Piper. ©2014 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org