Вера – уникальный и плодотворный эффект нового рождения

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

На прошлой неделе я слушал лекцию Vishal Mangalwadi’s  «От Баха до Кобайна», которая была частью из серии лекций, которые он читал в университете Миннесоты, под общим названием “Должно ли солнце садиться на западе?”  В этой лекции он коротко говорил об использовании мантры в восточных религиях. Когда я услышал, что он говорил, то подумал: это будет чудесная иллюстрация для моей воскресной проповеди, на тему какое действие оказывает «слово» в совершении нового рождения.

Итак, давайте попробуем соединить мысль прошлой недели на 1 Петр. 1:23 с мыслью этой недели на Иоан. 1:12-13, и поразмышляем, чем мантра отличается от Евангелия. Удивительно, сколько религиозных ссылок интернета на слово «мантра» указывают на Евангелие от Иоанна 1:1. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Заключение, которое они делают, обоснованно. И мы можем добиться успеха и окончательного результата просто, повторяя определенные словесные звуки. Отсюда исходит суть мантры.

Мантра - словесные звуки, без словесного значения

Итак, одна из ссылок интернета объясняет мантру как: «Только повторяя то, что не может быть понято - откроется, и повторяя то, что не видимо - станет видимым». Другими словами, способ, которым действует мантра, это затуманивание значения слов, не показывая, как они перекликается с реальностью. Мантра – это набор словесных звуков, без словесного значения. Цель мантры не сделать идеи понятыми, а наоборот – истребить их для того, чтобы достичь окончательной реальности.

Понимание на чем вы основываетесь, в этом вопросе очень важно. Некоторые христиане, которые не знают во что они верят и каким образом Бог общается с нами через разум, теряют свой фундамент, свои основы и обращаются к восточным религиям, без сознания, что таким образом отсекают себя от Христа.

Евангелие – понятное для ума повествование об Иисусе

В 1 Петр. 1:23 мы читали на прошлой неделе: «[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек». Это выражение имеет особую важность. Мы рождены свыше, это значит, что Духом Святым мы соединены с Иисусом Христом, поэтому мы участвуем в Его новой вечной жизни воскресения, через Слово Божье. Это чудо, это преображение от смерти в жизнь произошло через слово Божье.

Теперь вы должны решить, принимаете ли вы эту ссылку на использование слова Божьего как мантру, или используете слово Божье как понятное для ума повествование о реальных, исторических событиях, относящихся к Иисусу Христу. Понимаете ли кем является эта Личность, и что значат эти события для тех, кто верит? Соединены ли мы с Божественной реальностью – с Богом в новом рождении, посредством мистического процесса повторения священных слов, освобождая наши умы от мысли, и достигая немедленного проникновения в окончательную реальность? Или мы соединены с Божественной реальностью – с Иисусом Христом распятым и воскресшим, через слышание и веру понятных слов Божьих, как повествование о том, что Иисус Христос совершил для нас, когда Он умер и воскрес исторически?

После слов в 1 Петр. 1:23, что мы возрождены от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Петр говорит в стихе 25 «а это есть то слово, которое вам проповедано». В этих словах, в словах, через которые мы рождены свыше, содержится «то слово, которое вам проповедано». Но что же это? Что такое Евангелие или благая весть? Это: 

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;» (1Кор.15:1-5)

Евангелие – это весть

Другими словами, Евангелие – это весть о событиях, которые произошли, чтобы вы видели своими глазами, и ощутили своими руками, подумали вашими умами и описали вашими устами. Это весть об исторической смерти Иисуса и Его воскресении, получающей значение, как сказал Павел из Писаний: «что Христос умер за грехи наши, по Писанию».

Мы спасены, говорит он во 2 стихе, верою в эту весть. И мы поверили, потому что услышали, и поняли нашим разумом. Павел заканчивает этот абзац 1 Кор. 15:11 словами: «мы так проповедуем, и вы так уверовали». Он так же говорит в Рим. 10:17 «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». А в Гал. 3:2,5 «через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?... Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?»

Другими словами слышание с верой – это то, что происходит, когда мы «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек». Евангелие, весть об Иисусе Христе, проповедуется, мы слышим это Евангелие, и через него мы рождены свыше. Таким образом вера приводится в жизнь. Иакова 1:18 «Восхотев, родил Он нас словом истины».

Евангелие – это не мантра

Истина - это живое и пребывающее слово, это Евангелие – совсем не мантра. И оно не действует, как мантра. Оно не действует через повторение священных звуков. Оно действенное потому что это разумная, понятная истина о том, что на самом деле случилось, когда Иисус умер и воскрес. Эта истина действенна потому, что Бог предопределил, чтобы Его Сын прославился через наше познание и веру в то, кем Он на самом деле является и что Он совершил для спасения грешников.

Мы узнали из 1 Петр. 1:23 «[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек», что все мировоззрения, поддерживающие мантру – ложь. У них нет корней в истории. Они не укоренены в Иисусе Христе. У них нет корней в разумном историческом повествовании. У них нет корней в ответственности человеческого разума понимающего значение из проповеди о Христе. У них нет корней в обязанности души видеть и веровать в Евангелие Иисуса Христа распятого и воскресшего.

Евангелие – это не йога

О, как я ревную о том, чтобы вы были прославляющими Христа, пребывающими в Слове, проницательными людьми. Я молюсь, чтобы вы не записались в местный класс по йоге, не сознавая вполне, что вы делаете. Йога для тела то же, что и мантра для уст. Они основаны на том же мировоззрении. Если вы посмотрите на сайт в местном спорт клубе, о разных оздоровительных фитнесс классах, то  вы найдете 22 ссылки на йога, включая начальную йогу и молодежную йогу, а так же молодежные танцы и йога и йога для всех.

Одно объяснение говорит, что в мантра йоги «человек должен монотонно повторять слово или фразу до тех пор, пока не переступит границу разума и эмоций. В процессе вы обнаружите и  достигните супер сознания».  Затем описывается йога:

Йога сосредоточивает свое внимание на гармонии между разумом и телом. Йога заимствовала свою философию из индийской метафизической веры. Слово йога пришло из санскритского языка и обозначает союз или объединение. Окончательная цель этой философии восстановить баланс между разумом и телом и достичь самопросвещения. Для достижения этого, йога употребляет движения, дыхание, позу, расслабление и медитацию, и все это для того, чтобы установить здоровое, приятное и сбалансированное отношение к жизни.

Вы возродились через послушание живому слову Божьему. Это слово – Евангелие Иисуса Христа, распятого и воскресшего. Умоляю, не становитесь жертвой другого евангелия. Нет, другого евангелия! Его просто не существует, и другого пути к Богу тоже нет. Нет другого пути и  к большему благополучию, чем слышание, понимание и верование в вызывающую возмущение весть об Иисусе Христе.

И слово стало плотью

Итак, когда мы смотрим на Иоан. 1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», то мы не вырываем его из контекста и не останавливаемся только на этих словах. Мы не стараемся подладить их под мирское понимание, которое старается преобразить тело путем медитации, мантры и йоги. Нет, прочтем до 14 стиха и дальше: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Вот почему слово, через которое мы родились свыше, не может быть мантрой. Оно стало плотью и обитало с нами, жило непорочной жизнью и умерло вместо нас, приняло на себя гнев Божий и воскресло физически из мертвых, и теперь пришло к нам в историческом повествовании, называемом Евангелие. Слово было Бог. Но Слово стало плотью. И история Его спасительной работы – Евангелие. Слово Божье – есть путь, Иисус Христос, Слово, которое пришло к нам и возродило нас и обновило нас. Мы слышим это слово, и по милости Божьей мы понимаем и принимаем его, и рождены свыше этим словом. И мы никогда, никогда, никогда не пытаемся путем мантры или любым другим путем опустошать свой разум от этого слова. Никогда.

Причина нового рождения

Остановимся коротко на Иоан. 1:11-13

«Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

Этот текст имеет ту же структуру как и 1 Петр. 1:22-23. В стихе 12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Итак, быть детьми Божьими непосредственно соединено с верой. Здесь не написано, как оно соединено, что является причиной чего, оно просто говорит, что они соединены. Если вы приняли Христа, если вы поверили во имя Его, то вы дитя Божье. Это значит, что вы рождены свыше и принадлежите Божьей семье навеки. Итак, получение усыновления от Бога имеет непосредственную связь с актом нашей веры. Это как в 1 Петр. 1:22.

Затем, в стихе 13, рождение свыше соединено не с нашим актом веры, но с Божьим актом возрождения: «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Ударение в 13 стихе на то, что акт нового рождения производится не обыкновенным человеческим методом.

Не от крови, плоти или человека…

Здесь три отрицания: «ни от крови (буквально не от кровей), ни от хотения плоти, ни от хотения мужа (буквально – мужчина, т.е. муж), но от Бога родились». Другими словами ударение падает на выражение, что пребывание в Божьей семье совершенно не имеет связи с тем, чтобы быть в какой бы то ни было человеческой семье, включая еврейскую семью. Быть рожденным второй раз не зависит от того, кто родил вас в первый раз.

«Ни от крови» означает, что двое людей соединяясь вместе от двух кровных родов к этому не имеют отношения.

«Ни от хотения плоти», означает, что человеческое остается человеческим, (плоть) не может произвести дитя Божье. Иисус сказал в Иоан. 3:6 «Рожденное от плоти есть плоть». Это все, что плоть может сделать. Она не в состоянии родить дитя Божье.

«Ни от хотения мужа», это значит, что ни один муж, каким бы святым он ни был, не может родить дитя Божия.

…Но от Бога

Альтернатива всего этого – не от акта человеческого, но от Самого Бога. Стих 13: «…которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Но от Бога. Над всей человеческой кровью, человеческой волей, и человеческими мужьями стоит «но от Бога». Это те, которые приняли Христа и поверили в Его имя – рождены от Бога. Они рожденные свыше.

Ударение в Иоан. 1:12-13 делается на то, что новое рождение является действием Божьим, а не человеческим. Как же Иоанн понимает взаимоотношения между актом веры и Божьим актом рождения? Является ли Божье рождение причиной нашей веры, или наша вера побуждает Божье рождение? Приводит ли новое рождение веру к жизни, или вера является причиной нового рождения? Если бы у нас были только эти стихи, то ударение было бы сделано на : «ни от хотения плоти, … но от Бога родились». Это значит Божье рождение, а не человеческая вера является решающей в новом рождении.

Божье рождение производит наше верование

Иоанн ясно говорит в 1 Иоан. 5:1. Это самый четкий текст в Новом Завете о взаимодействиях между верой и новым рождением. Слушайте внимательно: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожде». (1Иоан.5:1) Вот что John Stott говорит на этот стих, и я с ним полностью согласен:

Сочетание настоящего времени (верующий) и совершенного времени (рожден), очень важно. Это четко показывает, что вера – это следствие, а не причина, нового рождения. Наше настоящее, продолжающееся действие веры – это результат, и поэтому доказательство прошлого переживания нового рождения, через которое мы стали и остаемся Божьими детьми.

Итак, подведем итоги прошлой и этой недели: Божий акт в новом рождении, это сотворение верующего там, где раньше была только духовная мертвенность и неверие. Причина, почему новое рождение является творением верующего в том, что новое творение происходит через слово Божье (1 Петр. 1:23; Иак. 1:18), через Евангелие. Евангелие Иисуса Христа силой Духа Святого, творит духовное понимание и веру там, где раньше была слепота и неверие.1 Оно делает это повествуя об исторических событиях – крест и воскресение – которые являются славой Иисуса Христа (2 Кор. 4:4-6). Это повествование есть сила Божья, производящая новое рождение и пробуждение веры (Рим. 1:16).

Принятие Евангельского Иисуса

Поэтому новое рождение не приходит через мантру или что-либо подобное. Оно приходит как Божий дар, с ясным пониманием, с сознательным принятием исторической Личности Иисуса Христа, как Спасителя, Господа, Сокровища нашей жизни. И только поэтому я могу, и обращаюсь к вам: ищите Его в Евангелии. Взгляните на Его славу и на Его истину. Примите Его и поверьте в Его имя. И вы будете детьми Божьими.

1Больше о вере, как о даре Божьем, смотрите 2 Тим. 2:25-26; Ефес. 2:8; Фил. 1:29; Деян. 5:31; 16:14; 13:48; 18:27.

©2014 Desiring God Foundation. Used by Permission.

Permissions: You are permitted and encouraged to reproduce and distribute this material in physical form, in its entirety or in unaltered excerpts, as long as you do not charge a fee. For posting online, please use only unaltered excerpts (not the content in its entirety) and provide a hyperlink to this page. For videos, please embed from the original source. Any exceptions to the above must be approved by Desiring God.

Please include the following statement on any distributed copy: By John Piper. ©2014 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org

Faith: Unique and Fruitful Effect of the New Birth

In the beginning was the Word, and the Word was with God, and the Word was God. 2 He was in the beginning with God. 3 All things were made through him, and without him was not any thing made that was made. 4 In him was life, and the life was the light of men. 5 The light shines in the darkness, and the darkness has not overcome it. 6 There was a man sent from God, whose name was John. 7 He came as a witness, to bear witness about the light, that all might believe through him. 8 He was not the light, but came to bear witness about the light. 9 The true light, which enlightens everyone, was coming into the world. 10 He was in the world, and the world was made through him, yet the world did not know him. 11 He came to his own, and his own people did not receive him. 12 But to all who did receive him, who believed in his name, he gave the right to become children of God, 13 who were born, not of blood nor of the will of the flesh nor of the will of man, but of God. 14 And the Word became flesh and dwelt among us, and we have seen his glory, glory as of the only Son from the Father, full of grace and truth.

I was listening last week to Vishal Mangalwadi’s lecture “From Bach to Cobain,” which is part of a series that he gave at the University of Minnesota under the title “Must the Sun Set on the West?” In this lecture, he spoke briefly about the use of the mantra in Eastern religions. When I heard what he said, I thought: That will be very significant in helping me make one of my points in Sunday’s message, namely, how the “word” functions to bring about the new birth.

So let try to make a connection between last week’s focus on 1 Peter 1:23 and this week’s focus on John 1:12-13 by means of pondering how a mantra differs from the gospel. It is amazing how many religious websites link the meaning to mantra to the Gospel of John, chapter one, verse one: “In the beginning was the Word, and the Word was with God, and the Word was God.” The point they make is that reality is essentially sound. And we can gain access to ultimate reality by repeating certain sacred sounds. Hence, mantra.

Mantra: Verbal Sounds Without Verbal Meaning

So one site explains a mantra like this: “Just by repeating the name, that which cannot be understood will be understood and just by repeating the name that which cannot be seen will be seen.” In other words, the way a mantra works is not by clarifying the meaning of words and showing how the meaning of words corresponds to reality. Rather, a mantra is a combination of verbal sounds without verbal meaning. The aim of a mantra is not to make ideas clear, but to make ideas vanish, so that there is a more immediate access to ultimate reality.

Knowing where you stand in this matter is very important. Some Christians, who don’t know what they believe about how God relates to us through the mind, lose their bearings and drift into the practices of Eastern religions without any sense that they may be cutting themselves off from Christ.

The Gospel: Mentally Intelligible Narration about Jesus

First Peter 1:23 says, as we saw last week, that we “have been born again, not of perishable seed but of imperishable, through the living and abiding word of God.” This sentence is stupendously important. We are born again, that is, we are united by the Holy Spirit to Jesus Christ so that we share in his new, eternal resurrection life through the word of God. This miracle, this transfer from death to life, happens through the word of God.

Now you need to decide whether you think this is reference to the use of the word of God as mantra or the use of the word of God as a mentally intelligible narration of real historical events concerning Jesus Christ and what this person and these events mean for those who believe. Are we connected to divine reality—to God in the new birth—by the mystical processes of repetition of sacred sounds, freeing our minds from thought, and gaining immediate access to ultimate reality, or are we connected to divine reality—to Jesus Christ crucified and risen—by hearing and believing the intelligible words of God as the narration of what Jesus Christ accomplished for us when he died and rose again in history?

After saying in 1 Peter 1:23 that we are born again “through the living and abiding word of God,” Peter says in verse 25, “This word is the good news that was preached to you.” In other words, the word through which we are born again is “the good news that was preached to you.” And what is that? What is that gospel or good news? It’s this:

Now I would remind you, brothers, of the gospel I preached to you, which you received, in which you stand, and by which you are being saved, if you hold fast to the word I preached to you--unless you believed in vain. For I delivered to you as of first importance what I also received: that Christ died for our sins in accordance with the Scriptures, that he was buried, that he was raised on the third day in accordance with the Scriptures, and that he appeared to Cephas, then to the twelve. (1 Corinthians 15:1-5)

The Gospel Is News

In other words, the gospel is news. It’s about events that happened, that you can see with your eyes and touch with your hands and think about with your mind and describe with your mouth. It’s the news about the death of Jesus in history and his resurrection getting their meaning, as Paul says, from Scripture: “Christ died for our sins in accordance with the Scriptures.”

We are saved, he says in verse 2, by believing this news. And we believe it because we heard it and understood it with our minds. Paul ends that section in 1 Corinthians 15:11 by saying, “So we preach and so you believed.” As he said in Romans 10:17, “Faith comes from hearing, and hearing through the word of Christ.” And Galatians 3:2, 5, “Did you receive the Spirit by works of the law or by hearing with faith? . . . Does he who supplies the Spirit to you and works miracles among you do so by works of the law, or by hearing with faith.”

In other words, “hearing with faith” is what happens when we are “born again through the living and abiding word of God.” The gospel—the news about Jesus Christ—is preached, we hear it, and through it we are born again. That is, faith is brought into being. James 1:18: “Of his own will he brought us forth by the word of truth.”

The Gospel Is Not Mantra

This truth, this living and abiding word, this gospel, is not a mantra. And it doesn’t work like a mantra. It doesn’t work through the repetition of sacred sounds. It works because it is the intelligible truth about what really happened when Jesus died and rose again, and because God means for his Son to be glorified by our knowing and believing who his Son really is and what he really did to save sinners.

What we learn from 1 Peter 1:23 (“born again through the living and abiding word of God, the gospel”) is that the whole worldview supporting the mantra is false. It isn’t rooted in history. It isn’t rooted in Jesus Christ. It isn’t rooted in the intelligibility of historical narrative. It isn’t rooted in the responsibility of the human mind to construe meaning from the preaching of Christ. It isn’t rooted in the duty of the soul to see and believe the gospel of Christ crucified and risen.

The Gospel Is Not Yoga

O how jealous I am that you be a Christ-exalting, Bible-saturated, discerning people. For example, I pray that you don’t just sign up for your local Yoga class and not know what you are doing. Yoga is to the body what mantra is to the mouth. They are rooted in the same worldview. If you go to the Minneapolis YWCA website and click on “fitness classes,” there are 22 references to Yoga, including Beginning Yoga and MS Yoga and Youngster Yoga
and Youth Dance and Yoga and Yoga for Everybody.

One explanation says that in the mantra yoga “one has to chant a word or a phrase until he/she transcends mind and emotions. In the process the super conscious is discovered and achieved." Then Yoga itself is described like this:

Yoga focuses on harmony between mind and body. Yoga derives its philosophy from Indian metaphysical beliefs. The word yoga comes from Sanskrit language and means union or merger. The ultimate aim of this philosophy is to strike a balance between mind and body and attain self-enlightenment. To achieve this, yoga uses movement, breath, posture, relaxation and meditation in order to establish a healthy, lively and balanced approach to life.

You were born again through the living and abiding word of God. This word is the gospel of Jesus Christ crucified and risen. Don’t fall prey to another gospel. There is no other gospel, and there is no other path to God, or to ultimate well-being, than hearing, understanding and believing the scandalous news of Jesus Christ.

The Word Became Flesh

So when we come to John 1:1, “In the beginning was the Word, and the Word was with God, and the Word was God,” we will not stop there, tear it out of its context, and fit it into a worldview that tries to transcend the flesh with meditation and mantras and yoga. No, we will read all the way to verse 14 and beyond: “And the Word became flesh and dwelt among us, and we have seen his glory, glory as of the only Son from the Father, full of grace and truth.”

This is why the word through which we are born again cannot be a mantra. It became flesh and dwelt among us and lived a perfect life and died in our place and bore the wrath of God and rose physically from the dead, and now comes to us in a historical narrative called the gospel. The Word was God. But the Word became flesh. And the story of his saving work—the gospel, the word of God—is the way Jesus Christ, the Word, comes to us and regenerates us and renews us. We hear this word, and by grace, we understand this word, and receive this word, and are born again by this word. And we never, never, never try—by mantras or any other means—to empty our minds of this word. Never.

The Cause of the New Birth

Focus briefly on verses 11-13 of John 1.

He came to his own, and his own people did not receive him. 12 But to all who did receive him, who believed in his name, he gave the right to become children of God, 13 who were born, not of blood nor of the will of the flesh nor of the will of man, but of God.

This text has the same structure as 1 Peter 1:22-23. In verse 12, those who are given the right to be the children of God are those who receive Christ and believe on his name. So being a child of God is connected to believing. It doesn’t say how it’s connected—which causes which—it just says they are connected. If you receive Christ, if you believe in his name, you are a child of God. That is, you are born again and belong to God’s family forever. So becoming a child of God is connected to our act of believing. That’s like 1 Peter 1:22.

Then in verse 13, being born again is connected not with our act of believing but with God’s act of begetting: “. . . who were born, not of blood nor of the will of the flesh nor of the will of man, but of God.” The emphasis in verse 13 is to make clear that the act of the new birth is not caused by ordinary human agency.

Not of Blood, Flesh, or Man . . .

There are three negations: Not of blood (literally “bloods”), not of the will of the flesh, not of the will of man (literally, of a male, that is, a husband). In other words, the emphasis falls on saying that being in God’s family is decisively not connected with being in any human family—including the Jewish family. Being born the second time does not depend on who gave birth to you the first time.

“Not of bloods” means that two people coming together from two bloodlines is irrelevant. Their union does not make a child of God.

“Not of the will of the flesh” means that humanity as mere humanity (flesh) cannot produce a child of God. Jesus says in John 3:6, “That which is born of the flesh is flesh.” That’s all that flesh can produce. It can’t produce a child of God.

“Not of the will of a male” means that no husband, no matter how holy he is can produce a child of God.

. . . But of God

The alternative to all these is not any human act, but God himself. Verse 13: “. . . who were born, not of blood nor of the will of the flesh nor of the will of man, but of God.” But of God. Over human blood, and human will, and human husbands is “but of God.” That is, those who received Christ and believed on his name are born of God. They are the born-again ones.

The emphasis of John 1:12-13 certainly falls on new birth being the work of God, not man. So how does John understand the relationship between our act of believing and God’s act of begetting? Does God’s begetting cause our believing, or does our believing bring about God’s begetting? Does the new birth bring about faith, or does faith bring about the new birth? If we only had these verses, the emphasis would fall on: born not of the will of the flesh, but of God. That is, God’s begetting, not man’s believing is decisive in the new birth.

God’s Begetting Causes Our Believing

John says this plainly in 1 John 5:1. This is the clearest text in the New Testament on the relationship between faith and the new birth. Watch the verbs closely as I read 1 John 5:1, “Everyone who believes that Jesus is the Christ has been born of God.” Here is what John Stott says on this verse, and I agree totally:

The combination of present tense (believes) and perfect tense [has been born] is important. It shows clearly that believing is the consequence, not the cause, of the new birth. Our present, continuing activity of believing is the result, and therefore, the evidence, of our past experience of new birth by which we became and remain God’s children. (The Letters of John, 175)

So here is the upshot of it all, last week and this week: God’s act in bringing about the new birth is the creation of a believer where once there was only spiritual deadness and unbelief. The reason that the new birth is the creation of a believer is that this new creation happens through the word of God (1 Peter 1:23; James 1:18)—through the gospel. The gospel of Jesus Christ, by the power of the Spirit, creates spiritual understanding and faith where once there was blindness and unbelief.1 It does this as a narrative of historical events—the cross and the resurrection—that reveal the glory of Jesus Christ (2 Corinthians 4:4-6). This narrative is the power of God bringing about the new birth and awakening faith (Romans 1:16).

Embrace Jesus in the Gospel

Therefore, the new birth does not come through a mantra or anything like it. It comes as a God-given, clear-headed, conscious embrace of the historical person Jesus Christ as the Savior, Lord, and Treasure of our life. And because of that I can—and I do—appeal to you: Look at him in the gospel. See his glory and his truth. Receive him and believe in his name. And you will be a child of God.

1 For more on faith as a gift of God, see 2 Timothy 2:25-26; Ephesians 2:8; Philippians 1:29; Acts 5:31; 16:14; 13:48; 18:27.

©2014 Desiring God Foundation. Used by Permission.

Permissions: You are permitted and encouraged to reproduce and distribute this material in its entirety or in unaltered excerpts, as long as you do not charge a fee. For Internet posting, please use only unaltered excerpts (not the content in its entirety) and provide a hyperlink to this page. Any exceptions to the above must be approved by Desiring God.

Please include the following statement on any distributed copy: By John Piper. ©2014 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org