Предузнанные, предопределенные, уподобляемые Христу

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Мы посвятили три проповеди великолепному отрывку из Послания к Римлянам 8:28 («Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»). И мы сказали, что этот стих является частью аргумента для Рим. 8:18: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется нам». Иными словами, наши страдания терпимы, потому что всё, даже эти страдания, будут содействовать к нашему благу.

Итак, мы переходим к следующему стиху (29-му), который начинается со слова «ибо», которое значит «потому что». Мы подходим к массивным основам — его колоннам под обещанием из 28-го стиха — к истине и реальности, которые поддерживают его и не дают ему упасть — и не дают упасть нам вместе с ним.

Апостол Павел пишет, мы знаем, что всё — горькое и сладкое — содействуют к нашему благу (28-й стих), «ПОТОМУ ЧТО — это 29-й стих, основание этого обещания — потому что кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями». Вот три великих дела Божьих, на которых мы сконцентрируем внимание в это утро, — три Божьих действия, которые совершаются, чтобы дать вам больше уверенности в том, что все содейтсвует к вашему благу, и что все страдания это жизни ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется (8:18).

Три Божьих действия просматриваются в словах: 1) «Он предузнал»; 2) «Он предопределил» и 3) «мы уподобляемся Христу». Мы знаем, что все содействует ко благу, потому что Бог предузнал, предопределил и уподобляет нас Христу. Два действия из этих трех - в прошедшем времени (предузнал и предопределил нас), и одно - в настоящем (уподобляет нас образу Христа).

Итак, я могу себе сейчас представить, по меньшей мере, две прчины, по которым вы можете сказать, что данная тема вам не интересна. Во-первых, некоторые из вас могут сказать: «Откровенно говоря, мне все равно, какие решения были приняты в далеком прошлом - до сотворения мира - например, когда Бог предузнавал и предопределял. Меня заботит настоящее время. И я, к тому же, не вижу никакого смысла участвовать в спорах о таких библейских доктринах, как предопределение».

Во-вторых, некоторые из вас могут также сказать: «Откровенно говоря, я не хочу быть похожим на Христа. Во-первых, Он никогда не занимался сексом, да и ко всему прочему, был настолько серьезным, что я не знаю, развлекался ли Он вообще когда-либо; и был Он настолько противоречив, что позволил убить Себя. Так что, если уподобление Христу должно придать мне уверенности в том, что все содействует к моему благу, забудьте про это; это не так».

Позвольте сказать кое-что этим двум расстроенным.

«Мне все равно, какие решения были приняты в далеком прошлом»

Если бы кто-то подошел к вам в это утро и сказал: «Я дам вам миллион долларов», вы имели бы право выказать подозрение и засомневаться. А что, если бы этот некто достал измятый старый лист бумаги, указал на него и сказал: «Мой богатый папа умер несколько месяцев назад и составил завещание, согласно которому ты должен получить часть наследства - миллион долларов»? Вы сказали бы: «Мне все равно, какие решения были приняты в далеком прошлом. Меня заботит настоящее. И, к тому же, урегулирование вопроса о содержании старых документов, особенно завещаний, может быть весьма противоречивым»? Гарантирую вам: то, что Бог предузнал и предопределил, в десять тысяч раз важней для вашей жизни, чем наследование миллиона долларов.

«Я не хочу быть похожим на Христа»

И если вы говорите: «Я не хочу быть похожим на Христа», это, возможно, потому, что у вас не только ошибочное понимание этого подобия, но и слишком узкое. А как насчет вашей смерти? Хотите ли вы быть похожим на Христа, когда умрете? Хотите ли быть отвергнутым Судьей вселенной и осужденным для вечного наказания из-за того, что вы отвергли Его Сына? Или вы хотите воскреснуть из мертвых, будучи любимым и принятым Им? Вы хотите воскреснуть, как Христос, или оставаться непохожим на Христа и погибнуть? Это - немаловажный вопрос. И я прошу вас послушать.

Итак, давайте сначала рассмотрим два действия Божьих, которые совершились в далеком прошлом, а затем обратимся к тому, что Бог совершает сегодня и будет совершать завтра.

«Ибо тех, кого Он предузнал...»

29-й стих: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Некоторые присвоили этому стиху такой смысл, что Бог будто бы просто предвидит тех, кто будет верить в Него, и предопределяет их быть подобными Иисусу. Но это предполагает две вещи, которые не являются истинными. Первая ошибка состоит в том, что вера, которую Бог предвидит, является исключительно и определенно нашим действием, а не Его. Иными словами, суть этого толкования в том, что Бог не производит нашу веру, а всего лишь предвидит веру, которую производим мы.

Но Библия не учит этому ни в этих текстах (Филиппийцам 1:29; Ефесянам 2:8-9; 2-е Тимофею 2:24-26; Матфея 16:17), ни в этом контексте. Когда в Послании к Римлянам 8:30 Павел пишет: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал», он имеет в виду, что все избранные оправданы. Но чтобы быть оправданными, мы должны верить (Римлянам 5:1). Итак, он пишет, что все избранные верят, и оправданы. Но как же он может говорить, что ВСЕ призванные оправданы? Причина этому, как я старался показать в своем толковании слова «призвал» в 28-м стихе, состоит в том, что призыв является могущественным действием Бога для осуществления того, что Он требует. Это - действенный призыв, который производит то, что Бог повелевает. Это - призыв, похожий на «Лазарь, выйди вон!», и мертвый человек оживает. Итак, сусть в том, что верование для оправдания - это не то, что я делаю сам. Бог делает меня способным. Бог дает мне силу. Верить должен я. Вера - это мое действие. Но мое действие - это дар Божий. Я вовсе не записываю это на свой счет. Я благодарю за это Бога. Я спасен суверенной благодатью от начала и до конца.

Поэтому неверно предполагать, что когда в Послании к Римлянам 8:29 говорится, что «Бог предузнал» некоторых, это, якобы, означает, что Он просто предвидел, что они поверят своими собственными силами. Он дал эту силу, и тут происходит нечто более грандиозное, чем простое предвидение того, что мы делаем.

Вот еще одно ошибочное предположение, лежащее в основе этого мнения. Оно предполагает, что значение слова «предузнание» не то же, что и во многих ветхозаветних текстах, которые наделяют этот отрывок более понятным смыслом. Вслушайтесь в каждое употребление слова «знать» и спросите себя, что каждое из них значит. В книге Бытие 18:19 Бог говорит об Аврааме «Я познал [Библия ESV*] его, для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним...» Практически во всех английских переводах Библии используется фраза: «Я избрал его...» В книге пророка Амоса 3:2 Бог говорит народу Израильскому: «Только вас признал Я из всех племен земли». Он знал все племена земли, а избрал только Израиль. В Евангелии от Матфея 7:23 Иисус говорит лицемерам в Судный день: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Псалом 1:6: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Он знает и путь нечестивых. Но Он знает путь праведных в смысле одобрения, признания и любви. В книге пророка Осии 3:5 Бог говорит Израилю: «Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей», имея в виду, что Он заметил их бедственное положение и позаботился о них. А в Бытие 4:1 говорится: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина...» Т.е. он сделал ее своей, узнал ее близко и полюбил ее.

На основании всех этих текстов, я думаю, Джон Скотт и Джон Мюррей совершенно правы, говоря: ««Знать» используется в практически синонимичном значении со словом «любить»... «Таким образом, «Тех, кого Он предузнал...» практически является эквивалентом фразы «Тех, кого Он заведомо возлюбил...» Предузнание является «суверенной, отличительной любовью» (Джон Скотт цитирует Джона Мюррея. «Послание к Римлянам», стр. 249). Это практически то же самое, что и проявление чувств к кому-то и избрание его для себя.

Итак, значение первого действия Бога в Послании к Римлянам 8:29 в том, что Бог предузнает Свой народ в том смысле, что Он избирает его, любит и заботится о нем. Павел будет говорить об этом ниже в контексте «избрания» или «выбора» (Римлянам 8:33; 9:11; 11:5, 7).

Все будет содействовать ко благу, если вы призваны и любите Бога, потому что, как говорится в 29-м стихе, Бог узнал, избрал и возлюбил вас прежде создания мира (Ефесянам 1:4; 2-е Тимофею 1:9; 1-е Петра 1:20; Откровение 13:8; 17:8).

«Он и предопределил...»

Второе действие Божье, совершенное в далеком прошлом для закладки фундамента определенности под обещание о том, что все будет содействовать ко благу, - это «предопределение». «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил...» Это просто означает, что, избрав вас для Себя, возлюбив вас и позаботившись о вас еще до вашего существования, Он решил, кем вы станете, а именно, что вы будете подобны образу Сына Его.

«Предопределить» значит заранее решить или назначить, какая у вас будет судьба. И причина, по которой этот стих закладывает такое прочное основание под обещание, данное в Послании к Римлянам 8:28, состоит в том, что те, кто любят Бога, и призваны по Его обещанию, предопределены быть похожими на Иисуса, предопределены быть подобными образу Христа. Все содействует к вашему благу, потому что вы были избраны и возлюблены прежде вашего существования; и Его выбор и любовь выражены в определении для вас невыразимо великолепного будущего, а именно, быть подобным Христу. Все содействует к вашему благу, потому что все содействует тому, чтобы сделать вас похожими на Христа. Для этой цели Бог возлюбил вас; и для этой цели вы были предопределены.

Это - пункт стоимостью в миллион долларов в завещании отца вашего друга. И как этот, по закону нерасторжимый, пункт завещания гарантирует ваше богатство на земле, точно так же Божье предузнание и предопределение гарантирует вашу славу и вечную радость.

«Предопределил быть подобными образу Сына Своего»

Это подводит нас к возражению, выраженному выше. Может быть, уподобление Христу не принесет радости? Может быть, преображение в образ Христа не сделает нынешние испытания не стоящими ничего в сравнении со славой, которая должна открыться? Поэтому нам необходимо рассмотреть последнее действие Бога, упомянутое в 29-м стихе: Бог действует, чтобы сделать нас «подобными образу Сына Своего, чтобы Он был первородным между многими братьями».

И для этой цели мы подождем до следующей недели по двум причинам: во-первых, сегодня недостаточно времени; а во-вторых, уподобление Христу в 29-м стихе и прославление в конце 30-го тесно взаимосвязаны; они станут началом и концом проповеди на следующей неделе.

Но позвольте мне закончить кратким словом об уподоблении Христу в сегодняшнем контексте. Это очень важно по следующей причине. До тех пор, пока ваш разум не сообразуется с разумом Христа, доктрина данного текста, будет, скорей, производить конфликт, нежели нести ободрение. Этот текст предназначен для того, чтобы ободрить, укрепить вас и дать вам уверенность в том, что самое лучшее и самое худшее в вашей жизни будет содействовать вашему благу, потому что вы любите Христа, и являетесь избранными и предопределенными для славы. Но это возымеет действие только тогда, когда Бог дарует вам необходимый уровень понимания и Дух Христов.

Я говорю это не для того, чтобы ругать или осуждать вас, если вам трудно понять это. Как раз-таки наоборот. Я говорю это, чтобы ободрить вас в том, что, как уподобление Иисусу в поведении является бессрочной борьбой с неверными поступками, а эмоциональное уподобление Иисусу является бессрочной борьбой с неверными чувтствами, так и интеллектуальное уподобление Иисусу является бессрочной битвой в неверным мышлением. Поэтому я никогда не удивляюсь, когда некоторые люди спотыкаются о трудные доктрины Писания. Уподобление Христу не происходит сразу - ни поведенческое, ни эмоциональное, ни интеллектуальное.

Итак, давайте молиться друг за друга, чтобы Христос всячески возвеличивался через наше уподобление Ему, и чтобы мы могли наслаждаться твердой уверенностью в том, что на основании нашего избрания и предопределения, все будет содействовать к нашему благу. И если вы сидите и думаете: «А я в числе избранных, предопределенных и призванных?», то вот, как вы можете это определить: считаете ли вы Иисуса более желанным, чем что-либо, достаточным для вашего спасения от греха, и удовлетворяющим ваше сердце? Это - отличительный знак дитя Божьего. «Имеющий Сына имеет жизнь...» (1Иоанна 5:12). «А тем, которые приняли Его... дал право быть детьми Божьими» (Иоанна 1:12). Примите Его!


  • Примечание переводчика

©2014 Desiring God Foundation. Used by Permission.

Permissions: You are permitted and encouraged to reproduce and distribute this material in physical form, in its entirety or in unaltered excerpts, as long as you do not charge a fee. For posting online, please use only unaltered excerpts (not the content in its entirety) and provide a hyperlink to this page. For videos, please embed from the original source. Any exceptions to the above must be approved by Desiring God.

Please include the following statement on any distributed copy: By John Piper. ©2014 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org

Foreknown, Predestined, Conformed to Christ

And we know that God causes all things to work together for good to those who love God, to those who are called according to His purpose. 29 For those whom He foreknew, He also predestined to become conformed to the image of His Son, so that He would be the firstborn among many brethren; 30 and these whom He predestined, He also called; and these whom He called, He also justified; and these whom He justified, He also glorified.

We devoted three messages to the magnificent Romans 8:28 ("And we know that God causes all things to work together for good to those who love God, to those who are called according to His purpose."). And we said that Romans 8:28 was part of Paul's argument for Romans 8:18, "I consider that the sufferings of this present time are not worth comparing with the glory that is to be revealed to us." In other words, all our sufferings are endurable because everything, even these sufferings, are going to work together for our good.

Now we move to the next verse (29) which begins with "for" which means "because." We move to Paul's massive foundations — his pillars under the promise of verse 28 — the truth and reality that hold it up and keep it from falling — and keep us from falling with it.

He said, We know all things — the bitter things and the sweet things — work for our good (v. 28), "BECAUSE — this is verse 29, the foundation of that promise — "because those whom He foreknew, He also predestined to become conformed to the image of His Son, so that He would be the firstborn among many brethren." Here are three great works of God that we are going to focus on this morning — three acts of God that are done to give you more confidence that all things will work together for your good and all the sufferings of this life are not worth comparing to the glory that will be revealed (8:17).

The three acts of God are seen in the words, 1) "He foreknew," 2) "He predestined," and 3) "We become conformed to Christ." We know that all things work together for our good because God foreknew us, predestined us, and is conforming us like Christ. Two of these are past (foreknowing us and predestining us) and one of these is present and future (conforming us to the image of Christ).

Now I can imagine right now at least two reasons why some of you might say this is of no interest to you. First, some of you might say, "Frankly I don't really care about what decisions made a long time ago — like before creation in God's foreknowledge and predestination. I care about now. And I, what's more, I don't see any point in getting involved in disputes about Biblical doctrines like predestination."

Second, some of you might also say, "Frankly, I don't want to be like Christ. For one thing, he never had sex, and, what's more, he was so dadgum serious I don't know if he ever had fun; and he was so controversial he got himself killed. So if becoming like Jesus is supposed to make me feel confident that everything is working for my good, forget it; it doesn't."

Let me say something to those two hang-ups.

"I Don't Care About Decisions Made in the Past"

If somebody came up to you this morning and said, "I'm going to give you a million dollars," you would have a right to be suspicious and doubtful. But what if they pulled out a wrinkled old sheet of paper and pointed to it and said, "My wealthy father died several months ago and wrote in his will that you were to receive part of the inheritance, a million dollars"? Would you say, "I don't care about decisions made a long time ago. I care about now. And besides settling the meaning of old documents, especially wills, can be very contentious. So let's just forget about the million dollars"? I promise you, what God foreknew and predestined is ten thousand times more relevant to your life now than inheriting a million dollars.

"I Don't Want To Be Like Christ"

And if you say, "Frankly, I don't want to be like Christ," it may be because you are thinking of this likeness in a way that is not only mistaken, but way too narrow. What about when you die? Do you want to be like Christ when you die: Do you want to be rejected by the Judge of the universe and condemned to everlasting punishment because you rejected his Son, or do you want to rise from the dead loved and accepted? Do you want to rise like Christ or stay unlike Christ and perish? It's not a small question. And I plead with you to listen.

So let's look first at the two acts of God that happened a long time ago first, and then turn to what God is doing today and tomorrow.

"For Those Whom He Foreknew"

Verse 29: "For those whom He foreknew, He also predestined to become conformed to the image of His Son." What does "foreknew" mean? Some have taken it to mean that God simply foresees who will believe on him and these are the ones he predestines to be like Jesus. But this assumes two things that are not true. One is that the faith God foresees is ultimately and decisively our work, not his work. In other words, the point of this interpretation is that God does not cause our faith, he only foresees the faith which we cause.

Now this is not what the Bible teaches, not elsewhere (Philippians 1:29; Ephesians 2:8-9; 2 Timothy 2:24-26; Matthew 16:17), nor here in the context. When Paul says in Romans 8:30, "Those whom he predestined he also called, and those whom he called he also justified," he means all the called are justified. But to be justified we must believe (Romans 5:1). So he is saying all those who are called believe and are justified. But how can he say ALL who are called believe? The reason, as I tried to show in the exposition of "called" in verse 28, is that the call is the powerful work of God to bring about what he demands. It's an effective call. It's a call that creates what it commands. It's a call like "Lazarus, come forth!" and the dead man lives. So the point is, believing for justification is not some thing I do on my own. God enables me. God empowers me. I must do it. Believing is something I do. But my doing is a gift of God. I do not take ultimate credit for it. I thank God for it. I am saved by sovereign grace from first to last.

So it is wrong to assume that when Romans 8:29 says, "God foreknew" some, it means he simply foresaw that they would believe by their own power. He gave that power, and so some something more is going on here than the mere foreseeing of what we do.

Here's the other mistaken assumption of this view. It assumes that the meaning of "foreknowing" is not the meaning it has in many Old and New Testament texts that would give a more coherent meaning to this passage. Listen to these uses of "know" and ask yourself what each means. In Genesis 18:19 God says of Abraham, "I have known him, so that he may command his children and his household after him to keep the way of the Lord." Virtually all the English versions translate this, "I have chosen him." In Amos 3:2 God says to the people of Israel, "You only have I known among all the families of the earth." He knew about all the families, but only chose Israel. In Matthew 7:23 Jesus said to the hypocrites at the judgment day, "I never knew you; depart from me, you who practice lawlessness." Psalm 1:6 says, "The Lord knows the way of the righteous, But the way of the wicked will perish." He knows about the way of the wicked too. But he knows the way of the righteous in the sense of approving and recognizing and loving. In Hosea 13:5 God says to Israel, "I knew you in the wilderness, In the land of drought," meaning he took note of your plight and cared for you. And Genesis 4:1 says, "Now Adam knew Eve his wife, and she conceived and bore Cain." That is, he made her his, and knew her intimately and loved her.

Because of all those texts I think John Stott and John Murray are exactly right when both of them say, ""Know' . . . is used in a sense practically synonymous with "love' . . . "Whom he foreknow' . . . is therefore virtually equivalent to "whom he foreloved.'" Foreknowledge, is "sovereign , distinguishing love" (John Stott, quoting Murray, Romans, p. 249). It's virtually the same as set your affection on and choose for your own.

So the meaning of the first act of God in Romans 8:29 is that God foreknows his own people in the sense that he chooses them and loves them and cares for them. Paul will speak of this later in the language of "choosing" or "election" (Romans 8:33; 9:11; 11:5,7).

All things will work together for your good if you are called, and love God, because, as verse 29 says, God has known you, and chosen you, and loved you, from before the foundation of the world (Ephesians 1:4f; 2 Timothy 1:9; 1 Peter 1:20; Revelation 13:8; 17:8)

"He Also Predestined"

The second act of God done long ago to put certainty under the promise that all things will work for your good is "he predestined." "For those whom He foreknew, He also predestined." This simply means that, having chosen you for his own and set his love on you and cared for you before you ever existed, he decided what would become of you, namely, you would be conformed to the image of his Son.

"Predestine" means decide or ordain ahead of time what destiny you will have. And the reason this verse puts such a massive foundation under the promise of Romans 8:28 is that that those who love God and are called according to his promise are destined to be like Jesus — destined to be conformed to the image Christ. All things work together for your good because you were chosen and loved before you existed, and the way his choice and love expresses itself is in ordaining for you an unspeakably great future, namely, to be like Christ. All things work for your good because all things work to make you like Jesus. For this you were loved, and for this your predestined.

This is the million-dollar clause in the will of your friend's father. Just like that legally unbreakable clause guarantees your wealth on earth, so God's unbreakable foreknowing and predestining guarantees your glory and your everlasting joy.

"To Conform Us to the Image of His Son"

Which brings us to the objection raised earlier. Maybe it won't be joy to be like Jesus. Maybe becoming like Jesus doesn't make all the suffering of this present time not worth comparing to the glory to be revealed. So we must turn to the last act of God mentioned in verse 29: God is working to "conform us to the image of His Son, so that He would be the firstborn among many brethren."

And for that we are going to wait until next week for two reasons: one, is there is not enough time today; and two, conformity to Christ in verse 29 and glorification at the end of verse 30 are so closely linked, they will make a beginning and end to next week's message.

But let me close with a brief word about conformity to Christ and today's text. It is very relevant for this reason. Until your mind is conformed to the mind of Christ, the teaching of this text will probably produce conflict, not comfort. This text is meant to comfort you and strengthen you and give you confidence that the best and worst things in your life will work for your good, because you love Christ and are chosen and predestined for glory. But it will only have this effect when God grants you a measure of the mind and spirit of Christ.

I don't say this to scold you or condemn you if you struggle. Just the opposite. I say it to encourage you that just like behavioral conformity to Jesus is a life-long battle with wrong deeds, and emotional conformity to Jesus is a life-long battle with wrong feelings, so intellectual conformity to Jesus is a life-long battle with wrong thinking. So I am never surprised when some folks stumble over the harder teachings of Scripture. Conformity to Christ does not come all at once, neither, behavioral, nor emotional, nor intellectual.

So let's pray for each other, that in every way Christ might be exalted through our conformity to him, and we might enjoy the massive assurance that because of our election and predestination everything will work together for our good. And if you sit there wondering: am I among the chosen, the predestined, the called, here's how you can know: Do you see Jesus as more to be desired than anything else, and sufficient to save you from your sin, and satisfy your heart forever? That is the mark of God's child. He who has the Son has life (1 John 5:12). To as many as received him, to them God gave the right to be become the children of God (John 1:12). Receive him!

©2014 Desiring God Foundation. Used by Permission.

Permissions: You are permitted and encouraged to reproduce and distribute this material in physical form, in its entirety or in unaltered excerpts, as long as you do not charge a fee. For posting online, please use only unaltered excerpts (not the content in its entirety) and provide a hyperlink to this page. For videos, please embed from the original source. Any exceptions to the above must be approved by Desiring God.

Please include the following statement on any distributed copy: By John Piper. ©2014 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org